Консервация стеклянных негативов
Цвет стеклянных негативов - след прошлого
В музейной коллекции наряду с привычными черно-белыми стеклянными негативами встречаются экземпляры насыщенного зелёного и лимонно-жёлтого цвета. Такие не типичные оттенки не являются эстетическим эффектом или следствием окрашивания, а скорее химическим «следом» истории бытования каждого объекта. Цвет негативов может многое рассказать о технологиях и условиях их создания, в том числе о попытках фотографа скорректировать недостатки экспонирования.
Кроме изменения цвета, такие негативы со временем становились химически нестабильными, подверженными потере контраста и разрушению изображения.
  • Изменение цвета негативов — это не только химический феномен, но и важная подсказка для реставраторов и исследователей. Оно помогает установить способ обработки, степень вмешательства автора и общее состояние объекта, что в свою очередь определяет дальнейшую стратегию хранения и консервации
  • В справочниках по фотографии конца XIX – начала XX века упоминаются методы химической интенсификации (усиления) слабых негативов, в том числе с применением соединений урана и ртути. Так, урановый усилитель рекомендовался для негатива с низкой плотностью изображения. Он позволял быстро и контролируемо увеличить контраст, при этом процесс можно было остановить в нужный момент.
  • Урановые соединения могли вызывать окрашивание изображения в зелёный цвет, особенно при нарушении технологии или недостаточной последующей промывке.

    ПОКМ-ВХ-1993/819 Фотонегатив стеклянный. Похороны Генкеля. г. Пермь. 1927 г.
    Стекло, серебряно-желатиновая эмульсия.
    8,9х11,9 см
  • Наличие ртутных соединений в рецептуре, в свою очередь, приводило к образованию характерного лимонно-жёлтого оттенка.

    ПОКМ-10820/102
    Крестьянки в шамшурах Кувинского завода. Конец XIX-начало ХХ века.
    Стекло, серебряно-желатиновая эмульсия
    13х18 см
Made on
Tilda